Заработок на маркетплейсах — идея, в последние годы захватившая умы мелких предпринимателей по всей стране. Открывать наливайки и мобильные кофейни теперь немодно и нерентабельно: интереснее запустить ПВЗ или начать торговлю на интернет-площадке. Почему я так в этом уверен? Хотя бы на основании исследования «Яндекса». И пусть оно уже не такое свежее (2021 год — это так же далеко, как отмена крепостного права и война с Наполеоном), но нужные тренды подсвечивает.
В этом обзоре я не буду рассуждать о плюсах и минусах работы с маркетплейсами. Мне интереснее отметить их ключевую характеристику, которую не принято замечать и о которой мало кто задумывается. А именно: маркетплейс ничем не отличается от казино или букмекерской конторы.
Казино и букмекерская контора не зависят от исхода футбольного матча или цвета, на котором остановится рулетка. Просто потому, что они зарабатывают не на исходе, а на самом событии. Кто бы ни выиграл, — «Манчестер Сити» или «Ливерпуль», «Спартак» или ЦСКА, красное или чёрное, «пятёрки» или «семёрки», — автоматы и коэффициенты при любом исходе принесут прибыль организатору.
В 2005 году, в перерыве знаменитого финала Лиги Чемпионов между «Миланом» и «Ливерпулем», около сотни авантюристов поставили на победу «Ливерпуля» с безумным коэффициентом 100,00. То есть за каждую поставленную на кон тысячу они, в случае благоприятного исхода, получили бы сто тысяч. Казалось бы, победа «Ливерпуля» при таком коэффициенте разорит любую контору. Но не всё так просто: к перерыву, когда коэффициент достиг безумного значения, «Ливерпуль» проигрывал 0:3, и кроме сотни тех самых безумцев никто в команду уже не верил. Наоборот, весь мир спешил заработать на очевидной победе «Милана», пусть и с минимальным коэффициентом.
«Ливерпуль» выиграл тот матч, сто человек получили свои колоссальные выигрыши. А на чём заработала букмекерская контора? На «сгоревших» ставках прагматиков, которые безапелляционно «грузили» на «Милан».
Причем тут маркетплейсы, спросишь ты? Отвечу. Маркетплейсу всё равно, кто продаст китайские брюки — ты, твой сосед или ваш общий конкурент с другого конца страны. Более того: маркетплейсу всё равно, продаст ли эти брюки хоть кто-то из вас, или они так и останутся пылиться на складе. Маркетплейс заработает на логистике — доставке, выдаче, отмене заказа, возврате на склад и так далее. При этом получит положительную обратную связь от клиента: мол, доставили быстро, цены низкие, ПВЗ рядом. А то, что товар не подошёл — так это продавец косячный, а не маркетплейс плохой.
Что в итоге? Площадка зарабатывает и на покупателе, и на продавце. При этом зарабатывает даже в том случае, если продажа не состоялась. Что с этим можешь сделать ты, как продавец? Если честно — примерно ничего, и об этом я уже писал. Всё ровно, как в казино или конторе: «ставь на красное, ставь на чёрное, а всё равно выиграет «зеро».
Как видишь, я не рассказал ничего нового или неизвестного. Но иногда мы отказываемся замечать самые очевидные вещи — и нужен кто-то, кто ткнёт нас носом прямо в них. Чтобы мы наконец-то заметили не только их фасадную сторону, но и увидели суть. Надеюсь, в этом мой короткий текст был полезен.