Работа с маркетплейсом — «волшебная таблетка» последних лет, за которую ухватился каждый первый начинающий бизнесмен, как за возможность быстрого и лёгкого заработка. Есть деньги — открой ПВЗ, нет денег — начни торговать «без вложений». Коучи не буду врать: на Яндекс.Маркете, Wildberries и Озоне зарабатывают даже младенцы. Значит, и ты сможешь!
На деле всё вовсе не так. И тут справедливо вспомнить эпоху роста агрегаторов такси. Тогда «Яндекс», «Убер» и другие игроки бились за долю рынка и вкладывали большие деньги в продвижение. Таксисты получали щедрые доплаты и высокий доход, а пассажиры — низкие тарифы. Невероятное сочетание в рамках обычной логики, но вполне реальное при вливании капитала извне.
Для чего и без того крупные компании вливали большие деньги в поддержание низких тарифов и улетали в «минуса»? Для того, чтобы выдавить с рынка местных перевозчиков и стать монополистами. И цель была достигнута: в 2021 году «Яндекс-такси» имел долю 66% от всего рынка. И тут началось самое интересное.
Занимая безусловно доминирующее, фактически монопольное положение, ты можешь как угодно воздействовать на своих контрагентов и клиентов. Повышать цены, срезать доплаты, в одностороннем порядке менять условия сотрудничества. Что они тебе сделают, если им теперь некуда уходить?
С маркетплейсами та же история. Предлагая простой и удобный инструмент заработка, они лишают предпринимателя главного — стимула эффективно и интенсивно развиваться во все возможные стороны. Зачем открывать и продвигать оффлайн-точку, раскачивать социальные сети, работать с клиентской базой, расширять и оптимизировать ассортимент, находить новые ниши, если можно просто закинуть партию на склад Wildberries и ждать продаж? Зачем развивать личный бренд, если можно просто уйти под крыло Яндекс.Маркета? Зачем продумывать логистику, если это уже сделал Ozon?
Вот зачем. Любой маркетплейс стремится ровно к одному: увеличению собственной прибыли. Он не стремится удовлетворить максимальное количество клиентов, собрать под собой всех возможных продавцов или создать крупнейшую сеть ПВЗ. Нет, цель ровно одна: собственная прибыль. И если в какой-то момент кривая прибыли пересечётся с интересами поставщиков, владельцев ПВЗ или клиентов — думаю, ты догадываешься, в чью пользу примет решение маркетплейс.
Вывод? Табуретка на одной ножке — неустойчивая табуретка. Чем больше у тебя точек опоры, чем активнее и эффективнее ты создаешь для себя «запасные аэродромы», чем точнее понимаешь суть термина «диверсификация», тем безболезненнее на тебе скажутся агрессивные действия «родного» маркетплейса. А они рано или поздно последуют, можешь не сомневаться.
Да, и ещё. Эта мысль актуальна не только для тех, кто работает с маркетплейсами. Любая крупная площадка, будь то социальная сеть или развлекательный сервис, действует по таким же принципам. Помни об этом.